Я видел достаточно много успешных и развивающихся бизнесов без отдела продаж. Обычно в этом случае продает директор компании. И это неплохо, ввиду того, что директор является главным источником знаний по продукту, носителем корпоративной культуры и ценностей компании. Если, при этом, компания успешно развивается, то это означает, что продукт компании хорош и продает сам себя, продукт продается через «сарафанное радио».
Но что я обычно вижу через 2 – 4 года (в зависимости от вида деятельности компании) такой работы. Как минимум, компания перестает расти. Первопричина в том, что продажами занимается только директор. С развитием компания требует все больше и больше продаж. В конце концов, директор занимается только продажами и не уделяет достаточно времени другим сферам деятельности компании.
Конечно, директор остается одним из самых эффективных продавцов. Но стоит помнить, что зачастую продажи и общение требует много энергии. Т.е. кроме отсутствия времени на другие сферы бизнеса, происходит эмоциональное выгорание.
Директор не может нормально уйти в отпуск и отдохнуть, он все время должен держать руку на пульсе. Директору сложно заняться другими сферами бизнеса, то здесь, то там происходят провалы. Он уже не проводит как раньше время с семьей, откупаясь от родных и близких деньгами, которые зарабатывает. Он не может думать о своем здоровье, масса людей на данном этапе начинают пить. В результате, уже не человек владеет бизнесом, а бизнес человеком.
Я сам прошел через это. Помню, когда первый день отпуска я получил около 130 звонков. Звонили все: сотрудники, клиенты, поставщики, подрядчики. Когда я вышел на работу, в течение 3-хмесяцев снял с себя весь функционал, оставив только общение с ключевыми заказчиками и развитие бизнеса.
Конечно, как и у меня, такая ситуация может сложиться не только из-за продаж, но и других сфер деятельности компании, но чаще всего я наблюдаю это именно в продажах. Причины понятны, ведь именно продажи остаются таким «черным ящиком», и не понятно как его открыть, что там внутри.
Факторы, которые мешают:
- Бывает сложно переложить и передать свой опыт по продажам, зачастую, директор продает интуитивно.
- Отсутствие знаний, критериев оценки хороших/плохих продаж.
- Отсутствие понимания, каких сотрудников нанимать в отдел продаж.
- Непонимание как использовать эффективно средства автоматизации продаж.
В итоге следует понять, что продажи это такая же сфера деятельности, как логистика, бухгалтерия, производство. Там есть свои показатели, бизнес – процессы, законы. Несомненно, для дальнейшего успешного развития компании директору необходимо делегировать процесс продаж, оставив себе лишь общий контроль и, возможно, ключевых клиентов.